Thursday, October 6, 2016

Для кого я пишу

Третья и, вероятнее всего, заключительная часть цикла эссе (см. также две первые части "Как я пишу" и "Почему я пишу"),

Когда писатели, художники говорят, что они создают для себя, это примерно наполовину правда. Если для танцора, актера, музыканта аудитория необходима, то для писателя или художника она не кажется столь значительной составной творческой жизни - ведь можно писать просто, что называется, "в стол", хранить картины в кладовке и никогда не выставляться, не искать контакта с публикой.

Но это правда только наполовину. На самом деле, хотя мы и пишем "для себя", просто потому что у нас есть эта внутренняя потребность создавать, мы все-таки пишем и для читателя. Как сказала моя онлайн-приятельница Шона, художница и писательница, "I write to connect". Мы пишем для того, чтобы нас услышали и поняли. И хотя наверное у многих есть поначалу иллюзия, что нас услышат, поймут и оценят многие, с опытом жизни понимаешь, что скорее это будет немногочисленная группа. Как же найти своего читателя? Кто он?

Есть жанры, которые как бы сами по себе предполагают, что у твоего читателя есть определнное лицо, характер и иногда даже возраст. Стихи и рассказы для детей, любовные романы для женщин, детективы для любителей детективов и т.д. Есть жанры и виды литературы, которые могут быть интересны широкой аудитории, и есть такие, которые предназначены для очень определенного, достаточно узкого круга.

Кто же он, мой читатель, для которого я пишу?
Поскольку довольно большую часть того, что я пишу, можно назвать сказками, легко предположить, что это литература для детей или, как мне нравится определять, для семейного чтения. Однако я не стала бы ограничивать это определение. Мне писали отзывы на "Аню и ее крылышки", что это не для детей написано - что это глубоко трогает именно взрослого читателя.

Мне хочется думать, что я пишу для читателя с открытым сердцем. Ребенок это или взрослый, мне не настолько важно. Хотя пожалуй что намного больше вероятности, что именно у ребенка сердце распахнуто нараспашку чудесам и волшебству. Но сила историй как раз в том, что они проникают независимо от того, большой ты или маленький, веришь ты в чудеса или нет. Взрослый может захлопнуть книжку и сказать вслух, что это все детские сказки. Но что-то отложится, что-то потом будет волновать, трогать какую-то очень тонкую струну в душе. А может, не просто сказки? А может, и верно, что чудеса случаются?

Я не хочу ограничивать свою аудиторию каким-то конкретным возрастом, положением. Мне хочется просто рассказывать свои сказки тем, кто их хочет слушать. Я думаю, что это будет, скорее всего, не очень большая аудитория, но очень верная и любящая. Это будет такая читательская аудитория, которая ждет именно моих историй. Которой недостаточно замысловатой сюжетной линии, витиеватых слов и многозначительных символов. Которые жаждут чего-то бОльшего - чего-то подлинного, настоящего. Такого, чтобы прочитать и согреться изнутри, и светиться потом, словно прикоснулся к чему-то большому, яркому, теплому, как само солнце.

No comments:

Post a Comment